ФОТОУВЛЕЧЕНИЕ

Главная » практика » ещё раз опортретной съёмке

ещё раз опортретной съёмке

Несколько слов о портретной фотосъемке. Композиция.

Люди на картинах и фотографиях привлекают взгляд. И нетрудно понять почему. Миллионы лет эволюции приспособили наше зрение сканировать окружающий мир в поисках врага или друга. Отточенные эволюцией зрительные фильтры позволяли нашим предкам мгновенно выделять полезную информацию в самых экстремальных ситуациях, помогая выжить. А сегодня эта эволюционная приспособленность не может не влиять на наше эстетическое восприятие. Одни детали на фотографии радуют взгляд, а другие вызывают дискомфорт восприятия. Почему это происходит? Попробуем разобраться в этом явлении и научимся его учитывать в процессе композиции фотоснимка.

image17001

«Одна из ближайших аналогий изучению композиции — обучение езде на машине. Сначала довольно трудно координировать работу сцепления и акселератора, не говоря уже о необходимости смотреть за другими машинами. Однако, с практикой это становится второй натурой».

Роджер Хикс.

Композиция.

В природе все подчинено строжайшей экономии энергетических ресурсов и времени. Даже зрительный аппарат человека здесь не исключение. Информация об окружающем мире поступает с сетчатки глаза в наш мозг сжатой до предела. В противном случае зрительный нерв попросту не справился бы с таким потоком информации.

Оказывается, наш глаз не может видеть все сразу с высоким качеством разрешения деталей. Поле зрения глаза человека, да и большинства млекопитающих разделено на три важные зоны.

image17002

Зона 1 — очень узкое поле, в котором мы видим изображение предметов с самым высоким разрешением.

Зона 2 — самое широкое поле, в котором мы хорошо различаем цвета и среднечастотные структуры различного наклона.

Зона 3 — зона бокового зрения, где глаз преимущественно регистрирует движущиеся детали сцены.

Все очень логично. Зрительно мы контролируем большое пространство, но мелкие детали мы последовательно сканируем областью высокого разрешения и эту информацию постоянно удерживаем в памяти и лишь время от времени ее обновляем. (Вспомните, как при встрече нас «окидывают» взглядом, так и «елозят» глазом с головы до ног).

Я подвожу Вас к пониманию того факта, что взгляд человека движется по изображению, поэтапно считывая всю информацию. И здесь есть свои законы. Например, взгляд наш движется изначально по диагонали, определяя наиболее важные детали, а затем начинает их изучать и сравнивать в определенном порядке.

Другими словами, существуют зрительные зоны, в которых с высокой вероятностью могут появиться важные для нас детали, которые запоминаются и удерживаются в сознании с целью прогнозирования развивающихся событий.

image17003

Эта сцена сфотографирована именно так, как вычленил бы ее наш глаз из окружающего пейзажа. Третья часть поля зрения отведена небу (здесь человек с высокой вероятностью может ожидать появление новых деталей, например, появление птицы.) Но главные события развертываются на земле, где стоит человек сам. Глаз инстинктивно отдает поверхности земли две третьи контролируемого пространства. И не зря! Здесь оказалась лошадь. Ее наш взгляд удерживает на границе с левой третью кадра, а пустая пока дорога, где появление чего-либо вполне вероятно, на правой трети картины.

image17004

Если главные объекты, составляющие сцену, располагаются на линиях, делящих кадр на девять примерно равных частей, то наш глаз захватит их практически мгновенно, ранжирует по степени важности и начнет подробнее изучать именно те, которые оказались в «узлах» нашей «решетки». В противном случае, глазу будет надобно потрудиться, неоднократно просканировав поле кадра, пока он во всем не разберется. После этого останется чувство усталости и дискомфорта и не возникнет эстетического ощущения.

image17005 image17006

На горизонтальных осях «золотого сечения» обычно следует располагать линии горизонта в пейзаже. На нижней оси — если мы хотим обратить внимание зрителя на небо, и на верхней — если для нас актуальна земля или поверхность воды.

image17007

В портрете на этих осях располагаются глаза, руки, важные предметы и детали одежды.

image17008

Но вспомним, наш взгляд скользит изначально по снимку из левого нижнего угла в правый верхний. Следовательно, если в композиции будут диагональные направления деталей, это будет восприниматься нашим глазом вполне эстетично. Это будет так называемая диагональная композиция.

Направление из нижнего левого угла в правый верхний будет «мажорным»,

image17009

а направление из верхнего левого в правый нижний — «минорным».

Что за ерунда! — скажете Вы. Какая разница? А какая разница работать правой или левой рукой? Вот то-то! Природа «подбросила» нам очень много сюрпризов.

image17010

Симметричный рисунок ассоциируется в нашем мозгу со статичностью дерева, его устойчивостью и незыблемостью.

Но и симметрии вызывают различные ощущения.

image17011

Эта симметрия вызывает чувство раздвоения и противоречия.

image17012

А эта композиция — единения.

Наши ощущения при созерцании композиции зависят еще и от личного жизненного опыта.

Здесь все имеет определенный смысл взаимодействия. Тяжелая и громоздкая нижняя часть композиции — ощущение устойчивости, пирамида перевернутая острием вниз всегда кажется падающей или неестественной и придает снимку динамику или парадоксальность.

И задача фотохудожника открыть для себя эти зашифрованные и «прошитые» в нашем мозгу закономерности.

Можно перечислить множество интересных композиционных решений, и каждое из них построено на одной из иллюзий, рождаемых нашим восприятием мира.

С эстетическим чувством гармонии, безусловно, надо родиться. Но можно и научиться многому. Каждый автор делает свое эксклюзивное открытие в композиции. И этих открытий — бесконечное множество. Как быть? Неужели нет единой и стройной теории композиции? Слава Богу, что нет! Иначе мы давно умерли от скуки и эстетического голода. Ищите, экспериментируйте, делайте свои открытия. Но не забывайте, что в портрете человека главное — его отношение к окружающему миру, которое выражается не только мимикой, позой, но и взаимодействием с другими объектами сцены. По этой причине портрет в интерьере и самый трудный и самый интересный.

Несколько слов о портретной фотосъемке. Работа с моделью.

В прошлой главе мы определили основные подходы к освещению человека во время портретной фотосъемки. Несколькими, пусть основополагающими правилами, невозможно передать суть мастерства постановки освещения — одних только исключений из правил можно было бы привести великое множество.

Освещение лица и фигуры человека может быть бесконечно разнообразным и при этом оставаться исключительно выразительным и гармоничным. Но главное, к чему следует стремиться фотографу при постановке света — созданию оптимального контраста и широты светотени, которые призваны отражать объем и фактуру портретируемой фигуры, да и самого пространства, в котором находится человек.

Имитируя великое разнообразие условий естественного освещения, подчеркивая выразительные достоинства портретируемого лица, можно научиться находить тот единственный вариант, который наилучшим образом передаст характер и настроение героя фотоснимка.

image17013

Режиссура портрета.

«Снимают не фотоаппаратом — снимают головой и сердцем».

Николай Рахманов.

Большинство фотолюбителей и тех, кто ими себя считает, с большим удовольствием работают в жанре пейзажа, натюрморта, архитектурной съемки и даже макросъемки. Но человек в его объективе часто остается на втором плане, изредка оживляя очередной пейзаж.

И это понятно, т.к. передать на фотоснимке яркий характер, тонкие струны настроения, красоту лица или человеческого тела несоизмеримо сложнее, нежели выделить из множества природных явлений то единственное, которое способно тронуть сердце зрителя.

И дело здесь не столько во владении техническими сторонами фотосъемки, искусством постановки света, сколько в умении фотографа общаться и оставаться для самых разных людей интересным и доброжелательным.

Фотограф чаще всего не может остаться незамеченным для тех, кого он снимает. Его присутствие может вызвать приступ дискомфорта и напряжения, явится причиной смены настроения или предмета сосредоточенности. Фотограф вынужден становиться активным соучастником неизбежного диалога с объектом будущего фотоснимка. И в этой роли он становится похож на режиссера. Все это очень непросто и вообще доступно далеко не каждому человеку, который однажды решил сделать портретную фотосъемку.

Но как говорят, «не боги горшки обжигают». Советую всем попробовать свои силы в необычайно благодарном и интересном жанре фотопортрета. С чего начать? С самого доступного и понятного. С портрета любимой девушки, своего ребенка или родителей.

Полезные советы.

Попробуйте, используя приличный телеобъектив, фотографировать людей в естественном состоянии, когда они Вас просто не замечают. Этим приемом с успехом пользуются кинодокументалисты, когда киносъемка не должна влиять на естественное поведение людей.

image17014

Начинайте делать свои первые шаги в жанре портрета с фотосъемки близких людей, тех, кто Вас хорошо знает и Вы им откровенно симпатичны. Это позволит выбранной Вами модели чувствовать себя более свободно и даже непроизвольно играть на успех снимка своим неравнодушным взглядом

image17015

Используйте для фотосъемки естественные привычные для людей условия, например, пляж, уголок парка, двора, интерьер своей комнаты. Обстановка и ее взаимодействие с героями снимка удивительным образом способна наполнить его интересным содержанием.

image17016

Этот снимок «В ожидании принца» был сделан летом 2002 года на даче. Я попросил девочек надеть старые бабушкины платья. Они повязали на голове легкие «газовые» косынки в стиле 20-х годов, что усилило эффект «ретро». Грязное блюдо и ветхая скамейка были призваны создать впечатление диссонанса с юными и неискушенными лицами девчонок. Сидят они, будь-то две принцессы из сказки Андерсена, на задворках своего королевства, и кажется им, что вот-вот явится на вороном коне красавец-принц и увезет их в сказочно красивую взрослую жизнь…

Но если портретная съемка становится  призванием — Вам не обойтись без системы Станиславского, актерского мастерства и режиссуры. Зачем, спросите Вы, фотографу быть актером? Да лишь по той причине, что Вам придется войти в доверие и вызвать определенные ответные чувства человека, которого собираетесь фотографировать. Вы должны стать ему, как минимум, интересны.

image17017

Приведу один пример из своей ранней практики.

Когда я пошел в первый класс, дед подарил мне популярный и доступный тогда среднеформатный фотоаппарат «Любитель 2». Зарядив его пленкой и получив на ходу от деда краткую инструкцию по установке экспозиции, я побежал во двор, не без гордости «щелкал» налево и направо всех, кого только мог увидеть. Во дворе соседнего дома отдыхала на лавочке семья наших соседей. Женщины мирно беседовали, когда я подбежав громко крикнул: «Внимание!!! Я фотографирую!». Вероятно, это выглядело очень уморительно. Пацан, «от горшка два вершка» с серьезным видом, расставив ноги на ширине плеч, стоит с фотоаппаратом, да еще командует. Искренне удивленные и улыбающиеся лица женщин разного возраста в обрамлении перил незатейливой веранды до сих пор являют мне пример мощного воздействия фотографа на публику  (пусть очень юного).

Когда модель смотрит на меня, она как бы общается с будущим зрителем. И очень важно, что бы ответный взгляд портретируемого человека точно соответствовал тому образу, который я задумал для зрителя. В этом отчасти проявляется режиссерское мастерство фотографа — умение заставить модель почувствовать то, что Вы хотите.

image17018 image17019
image17020 image17021

Очень важно сделать выбор фона для будущего портрета. Элемент пейзажа во время натурных съемок или уголок домашнего интерьера определят композицию портрета, внесут гармонию или динамическое равновесие будущего снимка.

image17022 image17023

К моему великому огорчению сегодня развивается некая мода на фотографии в стиле глянцевой обложки рекламного журнала, на девушек с бесчувственным вазелиновым взглядом и резиновой улыбкой или испуганно-брезгливый лик юного создания с пальчиком во рту. А отсюда множатся фотографы-формалисты, скорее циники и коммерсанты, нежели фотохудожники.

Фотолюбители, считая все это верхом профессионализма, пытаются подражать, забывая о том, что рекламный фотограф без мастера-визажиста и парикмахера, остается добротным ремесленником, но не портретистом.

Настоящий образ человека рождается в сердце автора непреодолимой потребностью сделать именно этот снимок. Фотограф изначально должен понять своих героев и полюбить их прежде, чем решится нажать на спуск своей фотокамеры. Иначе он обречен на все, что угодно, но не на портрет.

Можно дать массу советов, привести тысячи примеров удачной постановки портрета, но научить мастерству все равно не удастся. Этому можно лишь научиться. Учиться советую у прекрасных мастеров фотопортрета, как отечественных, так и зарубежных, современных и стоявших у истоков этого замечательного искусства.

Но более всего советую читать хорошие стихи и слушать серьезную музыку, общаться с интересными людьми. Они являют нам потребность выразить в фотоснимках проснувшиеся в душе чувства и мысли.

Несколько слов о портретной съемке. Освещение.

image17024

Мне представляется, что фотограф, который стремится завоевать позиции искусства, существенно отличается от художника. Художник создает образ из собственных представлений о мире, из собственного видения, а фотограф пользуется только тем, что мир ему предлагает. Ничего другого у него нет.

Юрий Рост

И, тем не менее, в арсенале фотографа есть масса замечательных инструментов, с помощью которых он, как и живописец, может влиять на восприятие изображения объективной реальности. Он призван предоставлять зрителю свой субъективный взгляд на знакомые и понятные вещи, поэтому без серьезных инструментов фотографу очень трудно будет это сделать. Одним из таких инструментов является свет.

image17025

Если вы работаете в жанре фоторепортажа, то Вам нужно постоянно искать выгодные условия освещения сцены, не всегда это получается и, порой, приходится по этой причине отказываться от снимка, не смотря на наличие интересного сюжета. Дело в том, что не всякое освещение позволит выделить главный элемент композиции или адекватно передать на плоскости пространство сцены.

В жанре портрета фотограф осознанно использует освещение не только для передачи формы и фактуры человеческой фигуры, но распределением световых пятен по пространству фона он может придать композиции динамику или статичность, эмулировать пространство на плоском холсте или акцентировать внимание зрителя на определенных композиционных деталях.

Фотография буквально означает светопись. Изображение, формируемое на пленке или светочувствительной матрице цифрового аппарата, имеет ряд численно измеряемых характеристик, таких как яркость, контраст, разрешение изображения, цвет, тональность, широта передачи цветового пространства. В зависимости от значений этих параметров мы можем судить о качестве изображения той действительности, которую фиксирует фотограф. Но этого еще не достаточно для того, что бы фотография приобрела качества эстетические, такие как:

  • выразительность,
  • образность,
  • композиционная завершенность.

Об этом мы поговорим позже, а пока посмотрим, какими возможностями управления световым рисунком располагает фотограф, приступая к портретной съемке.

image17026

Если мы сможем представить себе фотостудию, в которой нет окон, но имеются самые простые осветительные приборы, то для грамотной фотосъемки портрета их потребуется как минимум три:

  • источник моделирующего света;
  • источник контрового света;
  • источник заполняющего света.

И если мы будем экономны, то источник заполняющего света заменим отражателем с определенной диаграммой рассеяния света, как показано на приведенном выше рисунке.

В жизни все сложнее и проще одновременно. Фотографы часто используют для работы естественные источники освещения, например, окна и светлые стены комнат. Знаменитый фотограф-портретист Наппельбаум вообще использовал один единственный источник освещения, но это особый случай, когда фотосъемка велась крупноформатной студийной камерой с последующей ретушью непосредственно негатива.

Как Вы заметили, у каждого из используемых источников портретного освещения есть свое название, связанное с определенными задачами, которые решает с его помощью фотограф.

Контровый свет.

image17027 image17028

Человеческий глаз уверенно распознает объекты, в том числе и лицо человека, в условиях привычного для него освещения. (Попробуйте осветить лицо девушки снизу — получите ведьму). Кроме того, нашему глазу нужен некоторый световой контраст, позволяющий отделить рассматриваемый объект от фона. Источник света, направленный на объект сзади, навстречу направлению взгляда, называется контровым и создает специфический рисунок освещения — контражур. При этом, на голове и плечах портретируемого возникает легкий световой ореол, отделяющий фигуру от более темного фона светящейся линией. Контровый свет прекрасно передает фактуру волос, фрагментов тела и ткани одежды, создает эффект солнечного освещения, но, как правило, не должен касаться лица портретируемого. Если сильное контровое освещение попадает на нос и щеки, то возникают неприятные и искажающие естественную форму лица пятна света и тени, поэтому постановку освещения лучше начинать с контрового источника.

Моделирующий свет.

image17029 image17030

Фотография двумерна, и для того, что бы зритель смог почувствовать пластику фигуры человека, природа наградила его механизмами распознавания формы по распределению светотени. Вспомните фотографии, сделанные на вечеринке с использованием встроенной фотовспышки. Плоские лица, узнаваемые лишь по форме губ, бровей и глаз, весьма невыразительны, а иногда просто безобразны. Источник света, создающий понятный глазу светотеневой рисунок лица или всей фигуры человека в целом, называется моделирующим или рисующим. Классическое расположение этого источника определено плоскостью, принадлежащей центрам контрового источника и головы портретируемого. Моделирующий источник света в большинстве случаев располагается выше уровня глаз и направлен в сторону портретируемого объекта слева — направо (или наоборот), что вызвано привычным положением источников естественного освещения.

Несколько полезных советов.

При установке моделирующего света фотограф должен следить за тем, что бы тень от носа уходила вдоль носогубной складки и не закрывала рта. Глаза должны быть так же хорошо освещены, ведь они являются «зеркалом» души и позволяют зрителю судить о характере человека и его душевном состоянии.

Хороший способ оценить качество постановки освещения — обесцветить изображение сцены. Для цифровой фотографии достаточно включить опцию в «Photoshop» — Desaturate или эффект «сепия» прямо на аппарате. При съемке на фотопленку некоторые фотографы смотрят на освещенную сцену через плотный зеленый светофильтр. Надо отметить, что цвет часто сам является рисующим инструментом и часто вводит нас в заблуждение.

Заполняющий свет.

image17031 image17032

Если в Вашей студии стены выкрашены черной матовой краской, то световой рисунок окажется очень контрастным (кстати, наличие в арсенале фотографа светопоглощающих экранов и отражателей с различными диаграммами отражения будет очень полезным). Глубокие черные тени всегда создают ощущение тревоги, жесткости, а лицо иногда становится просто неузнаваемым. Для того, что бы смягчить тени, фотографы используют источник заполняющего света. Как правило, он мене мощный, нежели рисующий и всегда имеет большую площадь излучения.

В своем арсенале фотолюбитель не может позволить себе иметь большое количество дорогих и весьма громоздких осветителей, поэтому достаточно в качестве источника заполняющего света использовать отражатели (кстати, и не только в студии, но и на пленере).

С помощью недорогого набора, состоящего из двух осветителей (импульсных для съемки на цветную фотопленку или непрерывного излучения при использовании черно-белых фотоматериалов), нескольких отражателей с различной диаграммой рассеяния можно решать самые сложные задачи портретной фотографии.

Несколько полезных советов.

В качестве портретных источников освещения при фотосъемке портрета цифровой фотокамерой лучше использовать галогеновые осветители небольшой мощности. Использование ламп накаливания возможно даже при цветной фотосъемке благодаря наличию в цифровых аппаратах функции ручного цветобаланса.

Начинать заниматься портретной фотосъемкой следует на природе в условиях утреннего или вечернего освещения. Лучше всего подходит освещение солнцем через легкую облачную дымку (как говорят фотографы — «солнце в молоке»). При этом солнце и небо могут выступить в роли контрового или рисующего источника освещения, белая стена дома или отражатель из мятой алюминиевой фольги — в роли «мягкого» моделирующего источника, а белый лист картона выполнит роль заполняющего света.

С импульсными осветителями фотографу — любителю работать крайне сложно, т.к. практически невозможно сразу оценить вклад каждого импульсного источника в общий световой рисунок при съемке на фотопленку. Фотографы — профессионалы, обладающие большим опытом, с помощью флэшметра и «полароидной» приставки могут правильно управлять освещением сцены.

В этом отношении владельцы цифровых фотокамер имеют колоссальное преимущество. Они сразу на мониторе аппарата видят результат, могут вводить необходимую коррекцию освещения непосредственно во время работы с моделью, могут даже использовать режим черно-белой съемки для оценки светового рисунка будущего снимка. Для обучения и приобретения опыта лучше цифрового фотоаппарата пока ничего не придумали.

Портреты лучше снимать со штатива с фокусным расстоянием объектива не менее 80 мм в пересчете на оптику 35 мм. камер.

Во-первых, штатив дисциплинирует и заставляет более тщательно выбирать точку съемки. Часто в условиях слабой освещенности портретная съемка с рук просто невозможна по причине «шевеленки» на выдержках длиннее 1/60 секунды.

Во вторых, длиннофокусный объектив не будет вносить перспективных искажений в изображение фигуры человека, за исключением тех случаев, когда это является обоснованным композиционным приемом.

image17033 image17034
image17035 image17036

Правильно поставить свет при съемке портрета — половина дела. Не менее важным и очень сложным является режиссура.

Advertisements
%d такие блоггеры, как: