ФОТОУВЛЕЧЕНИЕ

Главная » практика » студийное оборудование » Мощность студийного освещения

Мощность студийного освещения

Автор: Валентин Савенков

· Мощность

· Студийное освещение и ведущее число

· Длительность импульса и время перезарядки

· Цветовая температура

· Сколько света нужно для студии?

В каких единицах следует оценивать мощность студийных импульсных осветительных приборов? И нужно ли ее знать? Возможно, полезнее ориентироваться по энергии импульса или ведущему числу? Попробуем разобраться, в каких случаях каждая из этих характеристик может и должна применяться.

Мощность

Начать следует с мощности, поскольку именно с ней часто случается путаница. Само слово «мощность» имеет два основных значения. В бытовой лексике это синоним «силы» (опять-таки, не в физическом, а в бытовом смысле, поскольку в физическом смысле «мощность» и «сила» — абсолютно разные величины). В электротехнике «мощность» — это «физическая величина, характеризующая скорость передачи или преобразования электрической энергии». Поскольку студийные вспышки являются электрическими приборами, то, вполне естественно, что к ним применимо понятие «электрической мощности», и, прежде всего, потребляемой мощности. Однако для практических целей потребляемую мощность можно использовать разве что для характеристики ламп пилотного света, которые по своей природе являются лампами накаливания. Что же касается характеристик импульсных ламп, то, поскольку их работа не является непрерывной, здесь вместо «мощности» нужно использовать характеристику, которая называется «энергия импульса» и равняется мощности, выделенной за время импульса. E(Дж) =P(Вт) х t(сек.).

В настоящее время наиболее распространенными являются студийные вспышки с максимальной энергией импульса от 250 Дж. до 1000 Дж. Но существуют и более мощные приборы, а также вспышки (в основном бюджетные) с меньшей энергией импульса.

Студийное освещение и ведущее число

Фотографу, привыкшему к работе со встроенными или накамерными вспышками, поначалу трудно понять, почему в характеристиках студийных приборов не приводится их ведущее число (англ. Guide Number или GN), которое для репортерских вспышек является основным показателем мощности. Ведь эта характеристика позволяет легко рассчитать возможность системы объектив — вспышка, связывая между собой расстояние до объекта съемки и диафрагменное число.

Напомним два основных свойства ведущего числа:

Ведущее число показывает расстояние (в метрах или футах) от вспышки до объекта съемки, при котором обеспечивается правильная экспозиция при d=1 и ISO100. То есть, если предположить, что на камере установлен объектив со светосилой 1.0, то, имея вспышку с ведущим числом 50, можно в полной темноте при ISO100 получить нормально экспонированный снимок объекта, расположенного на удалении 50 метров.

Ведущее число показывает значение диафрагмы, необходимое для получения правильной экспозиции при расстоянии от вспышки до объекта съемки равном 1 м (1 фт) и ISO100. Другими словами, если на вашей камере стоит вспышка с ведущим числом 50, и вы используете ее прямой свет, то для получения правильной экспозиции объекта, удаленного от вспышки на расстояние 1 метр, вам придется прикрыть диафрагму до d=50. Разумеется, при съемке в автоматическом или TTL-режиме энергия импульса будет значительно меньше максимальной, чтобы значение диафрагменного числа попадало в реальный диапазон диафрагм объектива.

В странах, где единицей измерения длины были футы, ведущее число вспышки определялось для них, поэтому его величина заметно отличалась от «метрового» ведущего числа. В спецификациях вспышек «футовые» GN обычно приводятся в скобках и снабжаются индексом “ft”).

С помощью ведущего числа можно легко составить график зависимости диафрагмы от расстояния. Раньше такие графики в виде таблиц обязательно помещались на задние панели вспышек. Ведущее число зависит не только от максимальной энергии импульса, которую способна дать лампа, но и от конструкции отражателя и диффузора. В настоящее время почти все дорогие модели репортерских вспышек позволяют регулировать положение лампы относительно рефлектора. Это дает возможность в широких пределах менять угол освещения и «покрывать» поле изображения как широкоугольных, так и, тем более, длиннофокусных объективов. В последнем случае более узкий луч импульсного источника обеспечивает более сильный световой поток и увеличивает эффективную дальность работы вспышки. Естественно, что ведущее число вспышки при разных положениях «зума» также будет разным. Поэтому в характеристиках всегда указывается положение, при котором было измерено значение ведущего числа. Например, GN=50 (f=50mm, ISO100).

Казалось бы, такая «удобная» и наглядная характеристика вполне могла бы использоваться и для характеристики студийных импульсных осветителей. Однако студийные приборы, как правило, используются с самыми различными отражателями, зонтами, софт-боксами и другими насадками, влияющими на силу и характер распределения света. Кроме того, студийные приборы редко используют по одиночке. В этой ситуации понятие «ведущее число» теряет всякую практическую пользу. Для определения экспозиции в этих случаях приходится пользоваться не таблицей, а специальными измерительными приборами – флэш-метрами.

Можно ли «перевести» джоули в единицы GN? Теоретически, да. Но это не имеет никакого практического смысла, поскольку GN нужно будет определять для каждой отдельной насадки, а потом рассчитывать результирующее GN нескольких приборов, работающих одновременно.

Длительность импульса и время перезарядки

Итак, самой важной характеристикой студийных вспышек является энергия импульса. Но эта величина содержит далеко не всю информацию, необходимую фотографу. Другой важной характеристикой импульса является его эффективная длительность. Почему «эффективная», а не просто «длительность»? Дело в том, что энергия импульса распределяется по времени далеко не равномерно (см. график).

clip_image001

Перевод:

Интенсивность
Эффективная длительность t 0,5
Эффективная длительность t 0,1
Время

Нарастание интенсивности происходит практически мгновенно, а спад растягивается на довольно продолжительное время. Наибольший «вклад» в экспозицию фотоматериала или матрицы вносит та часть энергии импульса, которая ограничена временем, в течение которого амплитуда превышает половину максимума (50%). Длительность этой части импульса, которую принято называть «эффективной длительностью по критерию t 0,5», и приводят обычно в спецификациях импульсных осветительных приборов.

Длительность импульса недорогих приборов составляет порядка 1/800 секунды. У дорогих профессиональных моделей она может быть в несколько раз короче (1/2500 сек. и менее). Для отдельных видов фотосъемки (портрет, предметная съемка, репродукционная съемка) длительность импульса не является критичной, но при съемке некоторых объектов (брызги, работающие механизмы, и пр.) для получения резких снимков очень важно иметь максимально короткий импульс. Причем, это относится не только к пиковой части импульса, но и к его «хвосту». У дорогих качественных вспышек спад интенсивности импульса до значения 10% происходит достаточно быстро. У более дешевых спад растягивается надолго, что приводит к дополнительной экспозиции, за счет которой быстро движущиеся объекты могут получаться смазанными.

Многие виды фотосъемки требуют не только сверхкоротких длительностей импульса, но и способности вспышки быстро перезаряжаться. Так, например, при съемке фотомоделей в динамике в идеале нужно иметь возможность снимать с частотой несколько кадров в секунду. Такую частоту могут обеспечить только очень дорогие генераторные системы. У моноблоков время перезарядки составляет от 0,6 сек. до 2 сек. Этот показатель можно сократить, если при съемке использовать мощные осветители в режиме неполной мощности. Так, например, если вместо прибора на 250 Дж использовать прибор на 1000 Дж., установленный на ¼ мощности, то время перезарядки станет существенно короче.

Цветовая температура

Цветовая температура (ЦТ)– это параметр, характеризующий спектральные свойства источника света и дающий возможность сравнивать между собой источники с разной природой излучения. Почему «температура», когда речь идет об освещении, а не об обогреве? Все дело в том, что в качестве эталона ЦТ принято излучение абсолютно черного тела, полученное при нагревании до определенной температуры. Поэтому ЦТ бытовых ламп накаливания, равная 2800ºK (градусов Кельвина), означает, что излучение абсолютно черного тела нагретого до температуры 2800ºK дает точно такой же спектр излучения.

Импульсные приборы, репортерские и студийные вспышки, имеют цветовую температуру примерно равную 5500ºK — 6000ºK. При работе с несколькими приборами очень важно, чтобы их цветовая температура была одинаковой. А этого легче всего достичь, покупая оборудование производства одной фирмы. Нужно также иметь в виду, что ЦТ осветительного прибора зависит не только от характеристик излучателя (лампы, импульсной лампы, и пр.) но и от отражающих и поглощающих свойств рефлекторов, диффузоров и других насадок. Дороговизна «фирменных» зонтов и софт-боксов не в последнюю очередь обусловлена тем, что дли их пошива используется специально разработанная светоотражательная ткань, не влияющая на ЦТ. В то же время выпускаются специальные отражатели и зонты с «золотой» нитью, для получения «теплых» теней.

Цветовая температура импульса непостоянна. В пиковом значении она примерно равна 5000ºK — 6000ºK, а в «хвосте» уменьшается до 4000ºK (см. график).

clip_image002

Если «хвост» слишком длинный, то результатом дополнительной экспозиции может стать не только смазанность быстродвижущихся объектов, но и небольшие цветовые искажения. Это еще один аргумент в пользу покупки качественных приборов, обеспечивающих импульс с коротким задним фронтом.

Сколько света нужно для студии?

Самый простой и очевидный ответ – «чем больше — тем лучше». Было бы место для хранения. «Идеальный набор» – это десяток-другой моноблоков по 1000 Дж и множество различных насадок. Но в реальной жизни фотограф вынужден ограничивать свои аппетиты, поскольку студийные моноблоки даже небольшой мощности стоят недешево. И все же, при возможности нужно стремиться к приобретению максимально мощных приборов, поскольку они дают более широкие возможности для «маневра». Ведь часто для получения большой глубины резкости фотографу приходится снимать при больших значениях диафрагмы. Для этого требуется большая энергия импульса. К тому же, многие насадки «съедают» очень много света. Еще одно преимущество мощных приборов заключается в том, что при их использовании в режиме неполной мощности заметно сокращается время перезарядки. А это при некоторых видах съемки является большим достоинством.

Разумное же количество студийных приборов определяется, прежде всего, тем задачами, которые приходится решать фотографу. Нужно иметь в виду, что для получения качественных и ценных с художественной точки зрения снимков свет нужно ставить не только на непосредственный объект съемки, но и на фон. А это значит, что для небольшой студии размером 5х10 метров может понадобиться до 10 моноблоков. Хотя на практике наличия 5-7 приборов вполне достаточно для решения большинства задач.


Добавить комментарий

Please log in using one of these methods to post your comment:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

календарь

Июль 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Авг    
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31  
%d такие блоггеры, как: