ФОТОУВЛЕЧЕНИЕ

Главная » практика » студийное оборудование » Некоторые особенности освещения при портретной съемке

Некоторые особенности освещения при портретной съемке

Автор: Дмитрий Самоделов

Портрет – это, пожалуй, наиболее распространенный и сложный для качественного выполнения жанр фотосъемки. Разумеется, небольшая статья не способна заменить специализированный фотокурс или дать начинающему фотографу необходимый «портретный» опыт. Однако она наверняка поможет новичкам более продуктивно общаться с опытными коллегами, позволит грамотно подобрать комплект осветительного оборудования, да и просто даст представление о неотъемлемых составляющих «правильного» портрета.

Классификация портрета

Портрет классифицируется по нескольким признакам, причем наиболее часто – по условиям, в которых он сделан, и масштабу изображения человека. По первой характеристике разделяют портрет студийный (постановочный) и репортажный. Съемка студийного портрета подразумевает специальную подготовку: организацию съемочного пространства (предметный или беспредметный фон, интерьер), настройку осветительного оборудования, работу над внешностью модели (выбор костюма, макияж). Репортажный портрет – это съемка в процессе какого-либо события, в существующих условиях, часто «навскидку», серией кадров с высокой частотой. Однако наиболее востребован и актуален на сегодня промежуточный между двумя классическими вариант, тяготеющий одновременно и к студийному, и к репортажному типу. Для него организуется пространство (в интерьере или на пленере), выбирается костюм и макияж модели, включаются дополнительные персонажи, подготавливается осветительное оборудование. По второй характеристике (масштабу) выделяют: фрагментарный, головной, погрудный, поясной, поколенный и ростовой портреты.
В дополнение к основной классификации, деление портретов может производиться по количеству запечатленных людей (одиночные, парные, групповые), по тональному решению изображения (низкий и высокий ключ).
Данная статья в большей степени посвящена вопросам освещения и организации съемочного пространства при работе над студийным или «переходным» портретом.

Классификация освещения

В зависимости от светового рисунка освещение, которое используется в процессе съемки, делится на два типа: светотеневое и светотональное. Образно говоря, светотеневое освещение – это солнечный свет (рисунок жесткий, тени густые), а светотональное освещение – свет рассеянный, подобный тому, который бывает в облачную погоду (тени мягкие или отсутствуют вовсе). Каждый тип освещения имеет свое применение и дает определенные преимущества. Светотеневое освещение, которое достигается при помощи металлизированных отражателей (часто небольшого размера), подчеркивает объем и фактуру, однако одновременно преувеличивает недостатки кожного покрова или недоработки в костюме модели. Светотональное освещение достигается использованием матированных отражателей большого размера с дополнительными рассеивающими насадками (зонты, софт-боксы, стрипы). При таком освещении свет как бы заполняет собой рельеф поверхности, скрадывая таким образом недостатки и значительно уменьшая объем послесъемочной ретуши.

clip_image001

clip_image002

Пример светотеневого освещения

Для освещения модели использован жесткий направленный свет, который подчеркивает фактуру кожи. Тени ничем не смягчены, но для создания настроения некоторой «театральности» теневая сторона подработана мощным «контровиком», который попадает в кадр. Достаточной высокое положение основного источника света, находящегося практически в боковом освещении, подчеркивает объем, одновременно имитируя световую ситуацию, которая могла бы сложиться в обычных условиях.

Пример светотонального освещения

С правой стороны модель освещена большим софт-боксом, который установлен на уровне головы и имитирует свет от окна. Свет очень мягкий, тени хорошо рассеяны. Теневая сторона в достаточной степени освещена естественным рассеянным светом из окна.

Подбор осветительных приборов по степени значимости (порядок включения осветительного оборудования)

Как уже упоминалось, студийное освещение обычно сравнивается с тем или иным видом естественного. Это может быть солнечный свет (направленный или рассеянный) или искусственное, обычное для помещений, освещение. Важно понимать, что в нормальных условиях источник света один (солнце, лампа на потолке), а дополнительные (рефлексы от окружающих объектов на улице или дополнительные лампы в комнате), если и присутствуют, то имеют меньшую, по сравнению с основным, мощность. Основной источник света, который задает рисунок освещения и называется рисующим.
Установка рисующего света и выбор его типа (светотеневой или светотональный) происходит при учете общих задач съемки и особенностей строения лица модели. Поскольку для зрителя привычно верхнее расположение светильника, прибор может быть сразу установлен несколько выше головы портретируемого, а тонкая настройка произведена позже, так, чтобы минимальной и по возможности рассеянной была тень от носа, а тени на глазах, если глаза модели глубоко посажены, отсутствовали.
В горизонтальной плоскости можно выделить следующие положения осветительного прибора: фронтальное, переднедиагональное, боковое, заднедиагональное, контровое. Выбирая угол падения света в горизонтальной плоскости, следует опять же ориентироваться на черты лица модели и существующий свет. Наиболее распространены положения светильника от фронтального до бокового. Однако в некоторых случаях, когда надо показать форму и объем, могут быть использованы заднедиагональное или контровое положения.
Однако если ограничиться установкой основного (рисующего) источника света, результат вряд ли можно будет назвать безупречным. Контраст изображения будет избыточным, на неосвещенной стороне появятся глубокие тени, а в случае выбора светотеневого типа освещения станут явственно видны дефекты кожи. Для того чтобы нивелировать эти недостатки, необходимо подключить к системе второй осветительный прибор, который в обязательном порядке должен давать мягкое рассеянное освещение, иметь большую площадь рассеяния, и быть меньшей мощности.
Второй осветительный прибор устанавливается, чаще всего, во фронтальное положение. Его свет деликатно заполняет густые тени, полученные от основного осветителя, однако не создает вторую тень и не нарушает установленный ранее рисунок. По тому действию, который он оказывает на изображение, такой свет называется заполняющим. С его помощью снижается контраст изображения, скрадывается большое количество мелких, образованных неровностями кожи, теней, частично «выбеливаются» крупные тени и обеспечивается плавный переход от самого светлого к самому темному, что позволяет с максимальной правдоподобностью показать объем. Такой источник бывает удобно использовать и в качестве рисующего, поскольку мощный поток хорошо рассеянного света дает возможность добиться качественного бестеневого освещения. Иногда два таких источника устанавливаются фронтально или под небольшим углом друг к другу. Это достаточно удобно при съемке групп, однако создает опасность исказить черты лица «одиночной» модели.
Отдельно нужно сказать об использовании в качестве источника заполняющего света экрана-отражателя. Среди неоспоримых достоинств этого устройства – дешевизна (по сравнению с осветительным прибором), компактность в сложенном виде, универсальность и наличие как минимум двух (может быть и пяти) разных отражающих поверхностей. Кроме того, с помощью экрана-отражателя невозможно получить вторую тень от носа, появление которой вполне может стать результатом неправильного обращения с источником заполняющего света.
Следующим включается фоновый свет, который придает изображению необходимую глубину, расширяет перспективу, освещает предметы интерьера. Чаще всего источник фонового света дает достаточно жесткое направленное освещение (особенно для беспредметного фона). Для формирования на фоне различных световых пятен, узоров, имитации света из окна или от расположенного в кадре источника используются разнообразные насадки, тубусы, линзы, шторки и многое другое. Для равномерного освещения беспредметного фона применяются два прибора, установленные по обе стороны под углом в 45º.
После создания основного светового рисунка, смягчения теней и освещения фона, работу по настройке освещения можно в целом считать законченной. Однако для некоторых видов съемки необходимо использование контрового и моделирующего света. Источник контрового света устанавливается позади модели и, будучи невидимым, подсвечивает абрис. Эффект контрового света отлично выглядит на пышных прическах, иногда с его помощью имитируют солнечный свет. Также для подсветки прически, элементов макияжа или аксессуаров используется моделирующий свет, который узким пучком, регулируемый с помощью шторок, тубусов и собирающих линз, направляется на требующий светового акцента участок.
Остается напомнить, что мощность приборов всегда согласуется с рисующим светом и в классической схеме освещения не может перебивать его. Наиболее ярко (в процессе съемки возможно присутствие бликов) в такой схеме должны быть освещены кончик носа, лоб и скула со стороны размещения прибора рисующего света.

clip_image003

clip_image004

Рисующее освещение

Включен единственный источник освещения, который установлен под углом 45º к модели и находится в переднедиагональном положении. Источник света направленный, тени жесткие и глубокие. Подчеркивается фактура и рельеф поверхности кожи. В данном случае их неровности придется обязательно смягчать с применением других источников света, а в дальнейшем – окончательно убирать при помощи послесъемочной ретуши.

Заполняющее освещение

Включен заполняющий источник освещения (софт-бокс) установленный фронтально на уровне головы модели. Тени значительно ослаблены, рельеф и фактура кожи смягчены, хотя основной световой рисунок остался без изменений.

clip_image005

clip_image006

Экран-отражатель в качестве источника заполняющего света

Поскольку экран-отражатель не имеет самостоятельного свечения, его действие на светотеневой рисунок очень деликатно и во многих случаях недостаточно. Для того, чтобы эффект был в какой-то степени ощутим, экран должен быть расположен в непосредственной близости от объекта съемки. Особенно это касается матовых рассеянных поверхностей.

Фоновой и контровой свет

Включение фонового освещения уменьшает контраст изображения и приводит освещение фона в тон (световой, а не цветовой) соответствующий тону лица. Легкий контровой свет подсвечивает волосы модели.

Особенности освещения для съемки портрета в интерьере

Осуществляя съемку в интерьере, необходимо имитировать освещение, которое могло бы здесь быть и при обычных условиях. Особенно это важно, если в кадр введены «местные» источники освещения (настольные и настенные лампы, окна, дверные проемы, зеркала, и даже светлые стены). Чтобы световой рисунок гармонировал с освещением, падающим от других источников света и окон, используются различного рода приспособления (шторки, тубусы, сотовые насадки). Также для создания эффекта естественного освещения полезно использовать контровой свет. Мощность этого источника света следует отрегулировать таким образом, чтобы он не перебивал рисующий свет.

clip_image007

clip_image008

Имитация света от включенных в кадр осветительных приборов

В данном случае удачно сымитирован свет от настенного светильника. Фоновый свет придал снимку глубину и естественность.

Пример удачного использования контрового света, который имитирует свет, падающий из дверного проема. Зритель не только понимает, что модель стоит в дверях (дверной проем включен в кадр фрагментарно), но и угадывает в соседней комнате окно. А вот лампа в кадр введена ошибочно. Несмотря на то, что в процессе съемки она была включена, от нее не только не исходит свет, но она даже отбрасывает тень (результат работы основного источника освещения). В данном случае такая ошибка легко устраняется простым кадрированием.

Съемка портретов в стиле «высокий» и «низкий» ключ

Съемка портретов в «высоком ключе» с точки зрения освещения предполагает бестеневое освещение или освещение с мягкими рассеянными тенями. Фон выбеливается полностью. Такое освещение достигается использованием одного или нескольких софт-боксов и фоновых тубусов, причем фоновые тубусы должны быть мощными настолько, чтобы полностью выбеливать фон. Белый фон, при достаточном его освещении, также дает светлую прорисовку по абрису фигуры, особенно заметную на лице.

Примеры съемки в «высоком ключе»

clip_image009

clip_image010

В «низком ключе», напротив, используется минимальное количество освещения, причем предпочтителен светотеневой характер освещения и расположение источника рисующего света в положении, близком к боковому. Для того чтобы отделить объект от фона используется контровой свет, а чтобы придать фотографиям глубину – точечный фоновый свет.

Примеры съемки в «низком ключе»

clip_image011

clip_image012

Фото: Lookin, Дмитрий Самоделов

Реклама

Добавить комментарий

Please log in using one of these methods to post your comment:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

календарь

Декабрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Ноя    
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
%d такие блоггеры, как: