ФОТОУВЛЕЧЕНИЕ

Главная » практика » съёмка пейзажа » Линейное построение снимка

Линейное построение снимка

Наметив для съемки пейзаж по выбранной теме, фотолюбитель решает вопрос о границах изображения, вертикальном, горизонтальном или квадратном формате, о расположении отдельных элементов композиции, их взаимной связи, освещении и т.д., то есть обдумывает композицию будущего снимка.

Выбор точки съемки при фотографировании во многом определяет композицию кадра и может быть значительно облегчен, если применить для этой цели рамку-видоискатель с широкими черными полями.

Рамка-видоискатель изготовляется следующим образом. В середине куска прочного картона делают прямоугольный вырез с соотношением сторон, соответствующим пропорциям получаемого изображения, то есть при формате изображения 24х36 мм или 6х9 мм соотношение сторон рамки-видоискателя берется 2:3; при формате изображения 6х6 см — 1:1 и т.д. Если сделать вырез 6х9 см, то общий размер картона может быть примерно 16х20 см.

Это простейшее приспособление поможет фотолюбителю отобрать в пейзаже ту его часть, которая дает основу для композиционного решения снимка.

Изменяя положение точки наблюдения по вертикали и горизонтали, поворачивая рамку-видоискатель и направляя ее в разные стороны, удаляя или приближая к глазу, можно найти такое ее положение, при котором отдельные элементы пейзажа гармонично располагаются в кадре в определенной взаимосвязи, а содержание снимка выражается в законченной изобразительной фотографической форме.

В поисках точки съемки фотолюбитель должен глубоко продумать композиционное построение кадра, ограниченного рамкой видоискателя.

На примерах съемки в Петродворце можно проследить изменение пейзажа в зависимости от выбора точки съемки. Фото 6 дает полное представление об основной группе фонтанов парка, снятых с нижней точки. Фото 7 показывает те же фонтаны, но с верхней точки съемки. На фото 8 мы видим новую композицию благодаря смещению верхней точки съемки влево по горизонтали. Фото 9 показывает часть снимаемого объекта крупным планом. Это достигнуто приближением точки съемки к объекту.

image
фото 6. Центральный ансамбль парка в Петродворце
image
фото 7. Морской канал и центральные фонтаны в Петродворце
image
фото 8. Центральная часть нижнего парка в Петродворце
image
фото 9. Фонтан Самсон в Петродворце

В кадр следует включать объекты зрительно интересные, выразительные по форме и освещению и непременно раскрывающие содержание снимка. Красивость сама по себе не может наполнить фотографию содержанием. Хорошо освещенные, но второстепенные объекты не должны находиться у самого края кадра, так как они отвлекают внимание зрителя от главного в снимке и, следовательно, нарушают цельность композиции.

При выборе точки съемки рамку видоискателя следует располагать так, чтобы основной объект изображения был четко виден в кадре и рассматривался, прежде всего, а воображаемые линии, очерчивающие группы деревьев, кустов, зданий, границы берегов реки или пруда и пр., образовывали простую линейную схему, создающую определенный порядок в кадре (фото 10).

 

image
фото 10. На Урале

Для облегчения выбора точки съемки можно рекомендовать начинающим фотолюбителям делать в блокноте схематические наброски построения кадра с различных мест наблюдения и, сопоставляя их, выбирать точку максимально выразительную. Иногда достаточно отойти немного дальше, и однообразный пейзаж смотрится совсем иначе благодаря включению в кадр первого плана, создающего новое линейное построение.

Таким образом, переходя с одного места на другое и пользуясь рамкой-видоискателем, можно найти лучшую точку съемки на основе простой, четкой, понятной схемы композиции, в которой выразительно выделяется смысловой центр снимка.

Фото 11, 12, 13 являются вариантами одного пейзажного мотива, различно решенного по композиции. Композиция фото 11 построена на горизонталях: основная линия — это линия горизонта, проходящая через весь кадр, параллельно ей идут линия дальнего леса, линия стогов сена, линия вытянутых в длину облаков. Отход на несколько метров назад (фото 12) позволил включить в кадр спускающиеся ветви березы, что создало известную глубину пространства на снимке, но широкие просторы, переданные на фото 11, при такой композиции как будто сократились. Точка съемки фото 13, еще более удаленная, совершенно видоизменила изображение: спускающиеся ветви березы ушли на более дальний план, внимание зрителя задерживается, прежде всего, на стволах берез, а просторы пейзажа заняли второстепенное место на снимке.

image
фото 11. Фотоэтюд
image
фото 12. Фотоэтюд
image
фото 13. Фотоэтюд

календарь

Июнь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Авг    
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
%d такие блоггеры, как: