ФОТОУВЛЕЧЕНИЕ

Главная » практика » Воплощение идеи в пейзаже

Воплощение идеи в пейзаже

Немного теории

Световой акцент

Цветовой акцент

Композиционный акцент

По статистике, пейзаж — самый распространённый жанр любительской фотографии. Но кому не знакомо чувство огорчения, когда снимаем вроде бы красивейший пейзаж, а в результате получаются совершенно невыразительные фотографии. Почему нам не удалось донести до зрителя наших фотографий наше чувство восхищения природой? Давайте посмотрим, почему так получается, и как этого избежать.

Изображение на фотографии, с технической точки зрения, можно разложить на три независимые составляющие: свет, цвет и форма (сюда входят изображённые предметы и отношение между ними), без гармонии которых ваша работа не может претендовать на успех. Но, вместо того, чтобы приступить к подробному рассказу о практике работы с этими составляющими, давайте лучше поговорим об основах, без понимания которых применение всех этих приёмов является совершенно бесполезным, далёким от серьёзного творчества занятием.

Вы, наверное, замечали, что слепое следование всем правилам, написанным в книжках по теории фотографии не приводит к получению удачного снимка. Более того, даже при наличии гармоничного сочетания света, цвета и формы вовсе не всегда получается по-настоящему хороший, запоминающийся пейзаж. Мало ли вы видели примеров “правильных” пейзажей, не проникающих дальше вашего глаза? Дело в том, что мало знать наизусть и тупо применять все приёмы, самое трудное — это осознанное их применение, направленное на реализацию идеи снимка, которая является “душой” любой фотографии, и образует её привлекающее качество.

Что же это такое – фотографическая идея? Когда я комментирую фотографии, я часто пишу о том, что, похоже, тут нет никакой идеи, по крайней мере, она тут незаметна. В ответ иногда следуют объяснения, что «восходящая диагональ обозначает тут оптимистическое развитие», «лужа символизирует март», а идея заключается в том, что «пустыня показывает вечность, а травинка — жизнь отдельного индивидуума». Между тем, в самой фотографии нет никакого другого смысла, кроме заложенной в неё автором фотографической идеи, а все рождающиеся в голове зрителя альтернативные ассоциации принадлежат опыту восприятия самого зрителя. Например, в фотографии лужи кому-то видится март, другому — дождь, третий зритель наслаждается отражением неба, а четвёртый, наоборот, сегодня хочет видеть только грязное дно этой самой лужи. Что же хотел сказать этим снимком сам автор, известно только самому автору и Господу Богу. Но раз снимок создан, значит что-то заставило фотографа достать фотоаппарат, навести его куда надо и нажать на кнопку спуска затвора. Так вот, это «что-то» и назовём фотографической идеей.

Вот вам примеры идей некоторых пейзажей: игра света, одиночество, ритм, живописность, тишина, краски, присутствие, предчувствие, неопределённая перспектива и так далее. Как видите, идея фотографии больше похожа на чувство, чем на мысль, да это и понятно – произведение изобразительного искусства призвано вызывать у зрителя именно чувства, в то время как мысли можно просто записать на бумаге и показать читателю.

Возникает вопрос, а может ли какой-то предмет, к примеру, дерево или цветок, являться идеей пейзажа? Конечно же, идея фотографии – это целиком дело автора и полностью отражает его вкус. Но я бы сказал, что изображение предметов – это не творческая задача, отвечающая теме пейзажа. Посудите сами: в предмете зритель видит не более, чем предмет, а вот в настроении, состоянии и характере Природы и её отдельных уголков зритель черпает свои эмоции. Я обычно рассматриваю предметы (деревья, дороги, кусты, дома, заборы и так далее) только как «тарелки», по которым «размазаны» настроения туманов, божественная энергетика света, ностальгия пасмурной погоды. В такую погоду зачастую неважно, какую предметную сцену выбрать, именно потому, что истинной идеей данного пейзажа является состояние природы, а не её внешний вид.

Рассказ про фотографическую идею – это большая тема, и в этой статье мне меньше всего хотелось бы утомлять вас теорией, так что давайте лучше поговорим о взаимосвязи фотографической идеи со световым, цветовым и композиционным решениями пейзажа, то есть перейдём к практике. Именно грамотно выполненный акцент, подчёркивающий идею снимка, и создаёт разницу между профессиональным фототворчеством и любительским снимком.

Первым практическим приёмом, который я рекомендую, будет следующий – прежде, чем снимать, попробуйте объяснить себе, что именно вам понравилось в приглянувшемся вам пейзаже. Тренировка этого навыка сослужит вам хорошую службу – разобравшись, почему именно этот пейзаж показался вам красивым и гармоничным, вы получите “волшебный ключик” к творческому решению света, цвета и построению композиции вашей фотографии. Причиной многих неудачных пейзажей является то обстоятельство, что вам понравилось одно, а вашему фотоаппарату – другое. К примеру, вас привлек восхитительный ковёр луговых цветов, а фотоаппарату почему-то больше “приглянулось” небо, и, в результате, на снимке трава и цветы “ушли” в темноту.

image23001 В СОСНЯКЕ

в конце статьи.
Фотоаппарат NIKON N65, объектив SIGMA 28-80мм, светофильтр Redhancer от Sunpack, плёнка Fuji Superia Reala

Как видите, если зрителю вовсе необязательно задумываться, почему ему нравится ваш фотопейзаж, то вам, как автору, придётся разбираться с этим. Разобравшись с главной идеей пейзажа, определив, так сказать, кто является примой нашей сцены, уже не так сложно подчинить все остальные изобразительные средства, находящиеся в нашем распоряжении, гармоничному решению основной задачи.

image23002 НА ЛУГУ

в конце статьи.
Фотоаппарат LEICA DIGILUX 1, ISO100.

Свет в фотографии играет ключевую роль. И дело вовсе не в освещении сцены, как часто думают, а в том общем настроении, которое придаёт свет вашему снимку. В фотопейзаже первой задачей света является создание настроения. Свет может создать шедевр на самом обычном месте, а может и загубить красивейший пейзаж. Хороший солнечный свет придаёт пейзажу радостное настроение, пасмурная погода вызывает минорные чувства и задумчивость, а рассеянный свет в тумане вызывает приятное ощущение некоторой недоговорённости, отсутствие которой, кстати, вредит многим пейзажам. Короче говоря, свет выражает настроение Природы, которое легко передаётся зрителю вашей фотографии. Задумайтесь, снимая в следующий раз какой-нибудь солнечный пейзаж – а стали бы вы фотографировать его в пасмурную погоду? И наоборот, какая-нибудь дорога, столь живописная в туман или в дождь, совершенно непривлекательна при другом освещении. Не удивлюсь, если вы однажды обнаружите, что основной идеей вашего пейзажа является именно свет, а не какие-нибудь деревья с жёлтыми листьями, к примеру. Таким образом, дождитесь именно той погоды, которая наилучшим образом поможет вам подчеркнуть настроение вашего пейзажа, причём вовсе не обязательно это должна быть хорошая, солнечная погода.

image23003 МАРТОВСКИЕ БЕРЁЗЫ

Основной идеей, которую мне хотелось передать зрителю этим снимком, является настроение одного из солнечных дней конца зимы. Обратите внимание, что свет удалось передать только благодаря изображённым теням.
Фотоаппарат NIKON N65, объектив SIGMA 18-35мм, светофильтр C-PL Tiffen, плёнка Fuji Velvia 50

Но есть у света и вторая, не менее важная роль. Давайте вспомним о том, что фотография – это прежде всего искусство неповторимого. Пытаясь применить это положение к пейзажной съёмке, начинающие фотографы становятся в тупик – вот он, пейзаж передо мной, ничего в нём измениться не может, деревья и дома ведь никуда не убегут! Да, деревья, конечно, никуда не убегут, но вместе с малейшим дуновением времени изменится свет, поменяется характер погоды и “убежит” настроение. Так что именно свет в пейзаже создаёт неповторимые моменты. Снимая пейзажи, я всегда делаю по многу дублей, и часто хороший снимок отличается от неудачного только тем, что солнце зашло за лёгкое облачко и тени пропали, либо поменялся рисунок облаков. Это важно учитывать, если вы хотите, чтобы свет в вашем снимке заиграл как по Станиславскому. В этой связи хочу добавить, что хороший пейзаж нельзя снять дважды.

Вы наверное уже заметили, что свет сам по себе нельзя передать, не используя теней. Так что если вы хотите подчеркнуть именно игру света в вашем пейзаже, то призываю вас думать прежде всего об акценте на тенях. К примеру, в вечернее время длинные стелящиеся по поверхности тени, создающие захватывающую ритмику света и тени и подчёркивающие округлые формы ландшафта, могут создать волшебную неземную картину, от которой будет трудно оторвать взгляд. Если же на вашем снимке нет теней – в нём нет света, а есть простое освещение.

Говоря о световом акценте, нельзя не вспомнить про вспышку. Дело в том, что классический пейзаж имеет три плана: ближний, средний и дальний. Если средний и дальний планы, как правило, нормально освещены, то ближний план часто “проваливается” из-за плохого освещения. Между тем, пейзаж не имеющий ближнего плана, не вовлекает зрителя, создавая эффект отстранённости. Зачастую вспышка поможет вам дать световой акцент на ближний план, буквально “вытащив” его на свет, особенно в часы заката. Для этого полезно сместить камеру ниже или немного присесть, и использовать вспышку. При этом надо следить за предметами, находящимися в непосредственной близости перед камерой, которые могут быть пересветлены вспышкой. Если это трава, то иногда полезно попросту удалить самые высокие из ближних травинок, которые могут быть пересвечены. Минимальное расстояние до самых ближних предметов должно быть не менее полутора метров. Хорошей практикой также является использование рассеивателя на вспышке.

image23004 ПАУЧЬЕ ЦАРСТВО

Вот наглядный пример светового акцента с помощью вспышки. Думаю, этот пример не нуждается в пояснениях.
Фотоаппарат NIKON N65, объектив SIGMA 28-80мм, светофильтр Redhancer от Sunpack, плёнка Fuji Velvia 50. Фото слева снято без вспышки, справа — со встроенной вспышкой.

Возвращаясь к приведённой ранее грустной истории о том, как фотоаппарату понравилось совсем не то, что нам самим, и он решил сфотографировать небо вместо луга, скажу, что камеру можно и нужно “заставлять любить” именно то, что хочется нам. Акцент на луговых цветах можно поставить, используя нейтрально-градуированный фильтр, который ослабит перепад освещённостей между верхней и нижней частями снимка.

Как мы с вами уяснили из предыдущей главы, акцент в пейзаже вовсе не “обязан” выделять какие-то отдельные области изображения. Так например, желая подчеркнуть настроение пейзажа, мы используем свет по всему полю фотоизображения, а для выделения отдельных элементов используем свет локально. То же самое относится и к цвету.

Прежде чем перейти к примерам работы с цветом, задумаемся, а зачем вообще природа наделила нас возможностью различать цвета? Оказывается, эта способность дана нам изначально для двух целей: донести какую-то информацию и привлечь внимание. К примеру, в лесу каждый из нас может отыскать ягоды земляники в траве, и отобрать из них самые спелые, выбирая их по цвету.

image23005 BAD LANDS, НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПАРК США

Справедливости ради стоит отметить, что если цвет не подчёркивает идею снимка, то, иногда его лучше вообще убрать. В данном случае цвет был удалён с тем, чтобы перенести акцент на форму. Тонирование в сепию было применено с тем, чтобы подчеркнуть богатство полутонов.
Фотоаппарат NIKON N65, объектив SIGMA 28-80мм, нейтрально-серый градиентный светофильтр, плёнка Fuji Velvia 50.

Как вы знаете, цвета бывают тёплые и холодные. К тёплым цветам относят красный, оранжевый, жёлтый; к холодным – голубой, синий и фиолетовый. Зелёный цвет может иметь как тёплый, так и холодный оттенок, и друзья мои, для пейзажиста это обстоятельство является очень важным. Предметы, окрашенные в тёплые цвета на фотографии кажутся расположенными ближе, чем на самом деле и привлекают внимание, холодные – дальше и отталкивают. Часто в пейзаже холодные тона хорошо служат фоном для тёплых. Очень удачным приёмом является изображение с небольшим количеством тёплого цвета на фоне холодного, а обратное сочетание обычно не столь гармонично и режет глаз.

Зная и используя эти особенности тёплых и холодных тонов, вы можете влиять на восприятие идеи вашей фотографии зрителем. Применяя коррекционные светофильтры серий 81 (для “утепления”) и 82 (для “охлаждения”), или корректируя баланс белого в цифровой камере, можно получить фотографии в тёплых или холодных тонах, подчёркивая, к примеру, холод зимнего пейзажа или тепло летнего луга. Я часто использую эту возможность, причём предпочитаю более тёплые пейзажи, поскольку люди так уж устроены – им больше нравится тёплое. В качестве иллюстрации привожу фотографии одной и той же сцены, снятые с нормальной установкой баланса белого и с более тёплой.

image23006 ЯБЛОНЕВЫЙ САД

Посмотрите сами, какой эффект даёт применение тёплого баланса белого. Фото слева имеет холодный, отталкивающий тон, в то время как фото справа, снятое с балансом белого «облачно» выглядит не только привлекательнее, но и живописнее. Для получения того же эффекта владельцам плёночных камер рекомендую использовать фильтр 81B или 812.
Фотоаппарат LEICA DIGILUX 1, ISO100, баланс белого: слева — «солнечно», справа — «облачно».

Таким образом, я призываю иногда сознательно нарушать нормальный баланс белого, чаще в сторону его «утепления». Это связано с ещё одной причиной. Дело в том, что цветовая тональность обычного природного пейзажа, особенно в середине дня, обусловлена рефлексами неба на траве и листьях деревьев. Проведите любопытный опыт: возьмите поляризационный фильтр, подойдите к ветке лиственного дерева, и покрутите фильтр вокруг оптической оси. Вы увидите сами, насколько велико влияние голубой тональности неба в общей цветовой картине. Посмотрите иллюстрацию к сказанному на приведённой тут фотографии. Поляризационный фильтр поможет вам избавиться от голубых рефлексов неба и сделать пейзаж более “тёплым”.

image23007 ПАПОРОТНИК

Для того, чтобы показать вам, насколько велико влияние рефлексов неба на листве, я снял две фотографии и наложил их половины: фрагмент слева снят обычным образом, а справа — с применением поляризационного фильтра. Глядя на листья папоротника и деревья на дальнем плане, убедитесь сами, что правая половина ощутимо «теплее».
Фотоаппарат LEICA DIGILUX 1, ISO100, баланс белого «солнечно». Фото слева снято без фильтра, справа — с фильтром Tiffen CIR-PL.

Поляризационный фильтр представляет вам также возможность акцентировать внимание зрителя на отдельных, наиболее важных частях вашего пейзажа. Во-первых, если вам сюжетно важен рисунок облаков, то этот фильтр поможет выделить их на фоне неба. При этом следует помнить, что наибольший эффект достигается при использовании этого фильтра под углом, перпендикулярным к направлению на солнце.

Во-вторых, существует интересная разновидность поляризаторов, усиливающих насыщенность отдельно взятых цветов, не затрагивая остальные. Так, фильтр Redhancer усиливает оттенки красного цвета, Greenhancer (или Greenfield) – зелёного, а фильтр Bluehancer — синего. Поэтому, если вы снимаете на плёнку нормальной цветовой насыщенности, и вам, к примеру, необходимо выделить красные маки на альпийском лугу или цвет закатного неба, можно воспользоваться фильтром Redhancer (посмотрите на иллюстрацию). Двумя другими из перечисленных фильтров рекомендую пользоваться осторожнее, поскольку они придают фотографии также и общую тональность соответствующего цвета. Владельцам цифровых камер порекомендую использовать именно светофильтр для этих целей, а не средства графического редактора, но прежде, чем это делать, не забудьте выставить баланс белого вручную с надетым фильтром.

Кроме этого, существуют поляризаторы, которые придают отражениям различные цвета. В зависимости от фирмы – изготовителя, называются они по-разному, так, например, одна фирма выпускает фильтры Vario PL-Color, другая фирма производит фильтры Changeable Color, а третья – VARICOLORы различных цветовых комбинаций. Но, независимо от их названия, все они дают похожий эффект. Используя их, вы сможете, к примеру, усилить акцент: к примеру, частично или полностью изменить цвет неба или поверхности озера в ярко-синий, красный, зелёный, розовый, оранжевый, жёлтый и любые другие цвета, а все остальные предметы при этом сохранят свою окраску. Естественно, что это относится не только к небу или водной глади, но и к любым отражениям, которые можно найти вокруг вас, включая, к примеру, рефлексы на асфальте или на мокрых лепестках ромашек. Вот уж где можно проявить все ваши фантазии! Разглядывая мир вокруг вас через эти светофильтры, вы не только сможете подчеркнуть цветом то, что вам хочется, но в вашей голове может родиться и множество других нетривиальных идей.

image23008 НА ПРУДУ

Для того, чтобы показать вам, как цветом можно дать акцент на небо, я применил фильтр, меняющий цвет отражений. Как видите, небо не только стало более насыщенным, но и поменяло цвет, чего не достичь простым поляризатором. В результате визуальный акцент с ничем не примечательного горизонта переместился на интересное небо, что придало привлекательный вид этому, в общем-то, довольно банальному пейзажу.
Фотоаппарат LEICA DIGILUX 1, ISO100, баланс белого по листу белой бумаги. Фото слева снято без фильтра, справа — с фильтром Cokin A173 (Varicolor Blue/Yellow) в положении «Blue».

Третьим средством, позволяющим фотографу подчеркнуть идею снимка, является композиция.

К сожалению, в теории фотографии значение композиции в успехе конечных произведений сильно преувеличено и уступает разве что гипертрофированной роли качественной фотоаппаратуры. Вряд ли вы найдёте много книг о роли света в фотографии, то есть в искусстве светописи. Исследования о цвете в фотографии часто не идёт далее характеристик насыщенности фотоплёнок. А вот трудов о композиции создано немало. Дело в том, что композиция является хорошо формализуемой областью исследований, и связана с психологией визуального восприятия. Но давайте поймём и то обстоятельство, что, как алгеброй нельзя поверить гармонию, так и успех фотографии как элемента духовного искусства, нельзя объяснить никакими геометрическими отношениями и психологией. Хотя и сегодня можно ещё наблюдать множественные попытки объяснить гармонию с линейкой в руках, предпринимаемые даже некоторыми мэтрами фотографии.

Но, значение роли композиции в фотографии нельзя и приуменьшать. Удачное композиционное построение вашего пейзажа способно акцентировать внимание зрителя на том, что вы хотите ему показать, в то время, как неудачная композиция способна испортить любую идею. Поэтому ниже я остановлюсь на некоторых принципах композиции, и расскажу, как их использование в пейзажной съёмке поможет вам лучше показать то, что вы хотите показать.

Так, если вам кажется, что ваш пейзаж должен нести ощущение простора и широты, то рекомендую так называемое “открытое” композиционное построение, с наличием центробежно-направленных осей. При съёмке учтите, что такая композиция не должна ничем ограничивать взгляд зрителя по краям кадра, что, вызывая ощущение незавершённости картины, позволит зрителю самому представить то, что осталось за кадром.

image23009 ПРЕРИЯ

Стоит ли рассказывать, что именно является идеей этого пейзажа? Только открытая композиционная схема помогла передать безбрежный простор прерии и жизнь практически под открытым небом.
Фотоаппарат NIKON N65, объектив SIGMA 18-35мм, нейтрально-градуированный светофильтр Cokin P 121M, плёнка Fuji Velvia 50

Если же, наоборот, вы хотите передать уют какого-то уголка природы, то лучшего решения, чем использование “закрытой” композиции придумать невозможно. В такой схеме центростремительные силы притягивают внимание зрителя к центру, или к другой точке. Такая композиция самодостаточна, завершена, и акцентирует внимание на том, что изображено в кадре. Создать такую композицию кадра можно, ограничив простор для взгляда зрителя по краям, а также сверху какими-либо визуальными элементами, к примеру, ветками, высокими травинками, деревом, облаками, и так далее. Поскольку большое количество неба частенько нарушает уют такой схемы, иногда лучше снять пейзаж вообще без неба, особенно в городе. А вот при съёмках на воде, к примеру, заката на озере, вам следует также позаботиться о завершённости картины снизу, если вы решили применить именно такую, уютную “закрытую” схему. Обращаю ваше внимание на то, что как “открытая”, так и “закрытая” схемы имеют ядро композиции, что позволяет сделать на нём акцент.

Если же вы задумали донести до зрителя постоянство, неизменность сцены, изображённой на вашем пейзаже, тогда порекомендую применить так называемую “статичную” композицию. Она очень хорошо передаёт ощущение вечности и незыблемости. Особенностью её построения являются пересекающиеся горизонтальные и вертикальные композиционные оси, при этом отсутствие в такой схеме острых углов вызывает у зрителя ощущение гармонии и бесконфликтности.

Осями такой композиции могут служить линия горизонта, деревья, дороги, длинные тени, берега, полоски леса, мосты и некоторые виды облаков и тому подобное. При использовании этой схемы я настоятельно рекомендую не снимать сцен с наличием ничем не прерывающихся линий, одновременно входящих в кадр и выходящих из него. Особенно это относится к линии горизонта. В таких случаях хорошо ограничить её с края деревом или ещё чем-нибудь, иначе такие линии просто “разрежут” ваш кадр на несвязанные между собой части.

Принято считать, что при наличии осей композиции очень важно, чтобы они не пересекались ровно в середине кадра. В качестве хорошей практики рекомендуется расположение осей на треть от краёв снимка, как в вертикальном, так и в горизонтальном направлении. Например, горизонт можно расположить либо на треть от верха, если вам важно подчеркнуть то, что находится ниже его, либо на треть от низа, если вы хотите сделать акцент на небе, поскольку считается, что взгляд зрителя первым делом падает именно в точку, расположенную на треть от верха. На практике я чаще всего действую именно так, но бывают случаи, когда горизонт не является основной осью пейзажа, тогда на его расположение можно не обращать столько внимания.

В этой связи хочу также привести поучительную историю: недавно, при посещении Третьяковской галереи, я обратил внимание, что во многих картинах русских художников, включая некоторые полотна Шишкина, горизонт расположен ровно посередине. Похоже, что великому художнику так и не довелось обучаться в наших Академиях… Однако, буквально на следующий же день, при прогулке по Арбату, и разглядывая тамошнюю живописную халтуру, я обнаружил великое множество академически правильных пейзажей, с горизонтом, расположенным там, где надо.

Вернёмся к нашим композиционным схемам. Иногда основной идеей нашего пейзажа является не незыблемость, а наоборот, дальнейшее развитие сцены. Таковы пейзажи с горными реками, дорогами и особенно с наличием линейной перспективы. Тут я рекомендую использовать так называемую “динамическую” композицию, в которой главные оси будут пересекаться под острыми углами, образуя диагонали. Кроме акцента на развитии, динамичная композиция исключительно полезна для вовлечения зрителя в конкретную фотографию, притягивая его и придавая эмоциональный настрой работе.

image23010 ДЕРЕВО

Посмотрите, как меняет композицию наличие диагоналей. Открытая и изначально статичная композиционная схема, образуемая дубом и линией горизонта приятно конфликтует с динамикой диагоналей центробежно движущихся облаков. Как результат — видно, что дуб неподвижен, а облака летят. Для усиления диагоналей использован широкоугольный объектив.
Фотоаппарат NIKON N65, объектив SIGMA 18-35мм, плёнка Fuji Superia 100

Наличие диагоналей в пейзаже исключительно приветствуется. Поглядите вокруг — окружающий мир переполнен горизонтально-вертикальными осями, поэтому нам будет полезно нарушить этот скучный порядок. Следует помнить, что диагонали бывают “восходящими” и “нисходящими”. Восходящие диагонали направлены из левого нижнего угла в правый верхний, и несут оптимистический смысл, надежду и развитие. Нисходящие диагонали, направленные из левого верхнего в правый нижний угол, несут некий “упаднический” настрой, ощущение завершённости. К примеру, дорога, расположенная по восходящей диагонали, произведёт впечатление предстоящего похода и будет манить зрителя, в то время, как идущая по нисходящей, создаст ощущение завершённого пути. Отмечу, что сказанное относится только к неодушевлённому пейзажу, то есть тому, на котором не изображены люди, в то время, как в одушевлённом пейзаже работает принцип реального действия, а не предполагаемого. Диагонали, пересекающиеся с боковыми сторонами снимка, создают более объёмную композицию, по сравнению с теми, что проходят через нижний обрез фотографии. Так что используйте эти свойства диагоналей в зависимости от той идеи вашего пейзажа, которую хотите подчеркнуть.

Кроме применения композиционных схем, на идею “играют” различные ракурсы, или точки съёмки. Например, стоя на правой обочине дороги, вы видите её изображение, направленное по восходящей диагонали, а перейдя на левую сторону – получаете дорогу, направленную по нисходящей со всеми, упомянутыми выше, психо-визуальными свойствами такого построения.

image23011 НИСХОДЯЩАЯ И ВОСХОДЯЩАЯ ДИАГОНАЛИ

Посмотрите сами, какую разницу даёт минимальное изменение ракурса съёмки: кажется, что это два совершенно разных пейзажа! Между тем, я просто перешёл на другую сторону дороги, и вместо нисходящей, получил диагональ дороги, направленную по восходящей.
Фотоаппарат LEICA DIGILUX 1, ISO100, баланс белого «облачно», поляризационный светофильтр Tiffen CIR-PL.

Применяя различные высоты точек съёмки, вы также сможете направить восприятие зрителя в нужное вам русло. К примеру, я часто практикую низкую точку съёмки, выделяя ближний план, если он интересен для разглядывания. Я бы сказал, что это позволяет, не относясь к Природе свысока, заглянуть ей в глаза.

image23012 МЯГКО

В этом пейзаже меня прежде всего привлекла симпатичная травка на переднем плане. Для её выделения я выбрал низкий ракурс съёмки. Для усиления ощущения уюта и тепла был использован тёплый баланс белого.
Фотоаппарат LEICA DIGILUX 1, ISO100, баланс белого «облачно», нейтрально-градуированный светофильтр Cokin A 121S.

Тема композиционного акцента очень обширна и подразумевает множество путей реализации. Например, кроме композиционных схем, для акцентирования формы можно использовать специфические возможности различных объективов, посмотрите вот на это фото:

image23013 В ГОРАХ

Пейзаж, снятый телеобъективом, как бы «стягивает» пространство в «гармошку». Именно поэтому я рекомендую использовать его, а не широкоугольник, для съёмки в горах, из предгорий и на возвышенностях.
Фотоаппарат NIKON N65, SIGMA 100-300мм, KODAK GOLD 200.

Конечно, в этой небольшой заметке невозможно рассказать о всех способах выделения основной идеи фотографии, как невозможно объять необъятное. Но буду рад, если мне удалось донести до вас хотя бы принцип осознанного фотографирования пейзажа, а анализ и размышление несомненно приведут вас к поиску своего пути реализации ваших идей. В конечном счёте это поможет вам в создании работ, понятных любому зрителю и вызывающих в нём именно те чувства, которые вы хотели передать. Желаю вам удачи!

image23014

Мне понравился настоявшийся воздух, дымка соснового леса. Редко когда можно видеть воздух, и нельзя упускать возможность его сфотографировать. Для усиления эффекта «основное пятно» воздуха было помещено в ядро композиции, а для выделения цветом был использован фильтр Redhancer, побочным эффектом которого как раз и является насыщение серо-голубых оттенков.
[
Вернуться к фото ]

image23015

Во-первых, был использован низкий ракурс, для того, чтобы выделить цветы композиционно.
Во-вторых, для выделения жёлтых цветов на фоне неба цветом, был использован поляризатор Blue/Yellow.
Наконец, я выбрал вертикальное кадрирование, созвучное вертикали цветов.
[
Вернуться к фото ]

 


Добавить комментарий

Please log in using one of these methods to post your comment:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

календарь

Август 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Авг    
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031  
%d такие блоггеры, как: