ФОТОУВЛЕЧЕНИЕ

Главная » классики фотографии » Филипп Хальсман (Philippe Halsman)

Филипп Хальсман (Philippe Halsman)

clip_image002

Филипп Халсман, родившийся в 1906-м и умерший в 1979-м, за свою жизнь успел немало. А именно — сфотографировать практически всех знаменитых людей XX века. Он снимал интеллектуалов и политиков. Миллионеров и эксцентричных художников. Певцов и актрис. Секс-див и ученых. Комиков и поэтов. Его фотопортреты Альберта Эйнштейна, Сальвадора Дали, Мэрилин Монро красовались на обложках ведущих глянцевых журналов мира и стали эталонами ремесла для современных мастеров.


Из рижского детства в Париж

Фотограф явился в мир 2 мая 1906 года. Отец — Макс — был дантистом. Мать — Ита Гринтуч — преподавала. Мальчик учился в Рижской средней школе. Когда ему исполнилось 15 лет, отец подарил сыну первую фотокамеру. Едва ли папа думал, что определяет судьбу сына…

Филипп начинает снимать друзей и родственников. Известно, что он прекрасно знал латынь, французский, немецкий, русский и окончил школу лучшим учеником в классе. Хотя всегда был непоседой.

Мальчик вырос и поступил в Дрезденский институт — учиться на инженера-электрика. В 29-м семья Хальсманов покидает Ригу навсегда — уезжает в Берлин… Филипп открывает в себе литературный талант и в 1931 году поступает в Сорбонну. И вот там, в Париже, он начинает снимать для журналов. Vogue, Vu, Voila — громкие имена эпохи.

У Хальсмана — своя студия на Монпарнасе. Он делает портреты Поля Валери, Марка Шагала, Жана Жирадо… Во Франции женится на Ивон Мозер. У них родились три девочки — Ирэн, Ален и Эллен.

В начале Второй мировой жена, дочь и сестра Хальсмана эмигрируют в США — бегут от Гитлера. Филипп остается в Марселе один: ведь он по-прежнему гражданин Латвии — и с этим паспортом не может получить американскую визу!.. Несколько месяцев ожидания, и если бы не вмешательство Альберта Эйнштейна — он официально обратился к американским властям с просьбой о выдаче визы Филиппу, — Хальсман так бы и остался в оккупированной Франции. Как сложилась бы его судьба?

И так — он отправляется в Новый Свет. Все, что фотограф везет с собой, — это фотокамера.

Фотофлагман

Там, в Штатах, Филипп потихоньку начинает работать в новом журнале Life . В долайфовский период американцы привыкли узнавать новости из газет и радио. Бледные черно-белые снимки, иллюстрирующие свежую информацию, — фотографу не развернуться…

Хальсман стоял практически у истоков фотожурналистики в ее нынешнем, на грани искусства, виде. Драматичные, яркие, большие фото, без которых сегодня немыслимо ни одно издание, уж журнал-то точно, — именно Хальсман был одним из первых, кто стал снимать так.

Первая его обложка в Life появилась в 1942-м. За ней было еще 100 выпусков, 100 знаменитостей. А еще он снимал для Evening Post, Look, Saturday . Вот имена — они говорят за себя сами: Брижит Бардо, Пикассо, Марлон Брандо, Фрэнк Синатра, Владимир Набоков, Элизабет Тейлор, Мохаммед Али, Альфред Хичкок, Уинстон Черчилль, Софи Лорен…

А в победном 45-м Хальсман становится первым президентом Американского общества журнальных фотографов — еще не будучи гражданином страны (гражданство он получит лишь в 49-м)!

Сегодня Хальсман известен всему миру как американский фотограф. Да и сам он, как многие, успевшие счастливо избежать опыта гитлеризованной Европы, не любил вспоминать «старосветское» прошлое. И говорил — вполне, надо сказать, справедливо, — что самая важная работа была им проделана в США.

Хрущев на усах Дали

В 52-м его посылают в Голливуд — снимать Мэрилин Монро для обложки Life . Халсман и его два помощника разместили секс-диву в углу студии. Как отличный психолог, Филипп заметил, что создавшееся положение весьма пикантно и неоднозначно: «С одной стороны, ММ как бы не могла вынырнуть из этого угла и была беззащитна, а с другой — она была королева, которая имела над нами — мужчинами — огромную власть».

Хальсман вообще хорошо разбирался в «психомеханике» своей профессии.

«Лицо человека всегда восхищало меня, — пишет он. — Вглядываясь в него, мне чудится, что оно прячет и одновременно раскрывает загадку человеческой природы… Всю мою жизнь я страстно пытаюсь достичь цели — поймать это раскрытие».

Парадокс: Хальсмана считают классиком фотографии, одним из выдающихся мастеров-портретистов. Однако он любил эксперименты, иногда весьма смелые.

Взять хоть результаты его сотрудничества с мэтром-сюрреалистом Сальвадором Дали, которые вошли в книги «Усы Дали» и «Дали Атомикус» ( Dali Atomicus ). В свою очередь, в «Дневнике гения» сам художник описывает, как они трудились над постановкой очередного сюр-шедевра: «…я решаю сфотографировать волосяную историю марксизма. И вешаю себе на усы шесть белых бумажных кружочков. На каждый из них Хальсман накладывает портреты Карла Маркса, Энгельса, Ленина, Сталина и Маленкова. Последний кружочек я оставляю для Хрущева…»

Как заставить прыгать знаменитость

А в 1959 году выходит фотоальбом Хальсмана «Книга прыжков» ( Jumping Book ). В ней — сразу 200 знаменитых «прыгунов». Все началось с того, что в начале 50-х Филиппа попросили сфотографировать знаменитых американских комиков — Эда Вайна, Сида Кесара, Боба Хоупа и других. Комики, как положено, комиковали в его студии сутки напролет; и мастер заметил, что они много прыгают, чтобы достичь эффекта легкости и жизнерадостности.

Тогда же фотограф был приглашен компанией «Форд» снимать семью великого бизнесмена, одного из отцов-основателей американской экономической империи — в день пятидесятилетия компании. Хальсман прибыл в резиденцию мультимиллионера — и обнаружил семейство в составе девяти подростков и одиннадцати детей, включая грудных. После съемок, похожих на фотосессию в сумасшедшем доме, миссис Эдсел Форд пригласила фотографа на чай. Внезапно Филиппа будто поразило молнией. И он выпалил: «Миссис Эдсел, могу я сфотографировать вас… в прыжке?»

Сказать, что леди была удивлена — значит не сказать ничего. Но она все же вышла в холл, сняла туфли на высоких каблуках и несколько раз грациозно подпрыгнула. «Можно я тоже прыгну перед вами, Филипп?» — услышал позади себя фотограф голос Генри Форда.

Отныне при случае Филипп всегда просил подпрыгнуть перед камерой людей с положением. Он понял, что, прыгая, человек сбрасывает маску, становится менее напряженным, раскрепощается. Перед его камерой прыгали Грейс Келли, Мэрилин Монро, Одри Хепберн, Ричард Никсон.

Но Халсману и этого было мало. Во времена «холодной войны», в 1960-м, он отправляется в Советский Союз. В стране победившего социализма Хальсман проводит два месяца и два дня. Он снимает «Русскую элиту». И вот вскоре 60 великих танцоров, певцов, композиторов, писателей и политиков СССР появляются на обложках Life .

Так что в том, что Запад начинал различать человеческое лицо — лица! — пугающей Империи Зла, есть немалая заслуга бывшего рижанина…
pribalt.info

clip_image003

clip_image004

Серия с Сальводор Дали

clip_image005
clip_image006

clip_image007

clip_image008

clip_image009

clip_image010

clip_image011

clip_image012

clip_image013

clip_image014

clip_image015

Фотография Сальвадора Дали с кошками сделана в 1948 году, в Нью Йорке. Как это происходило:
К потолку на леске подвешены две картины, мольберт и табуретка.
Жена фотографа Ивонна держит стул.
На счет «три» ассистенты Хальсмана выплескивают ведро воды и кидают кошек в воздух.
На счет «четыре» Дали прыгает а Хальсман фотографирует.
Потом фотограф удаляется в темную комнату проявлять пленку,
а ассистенты вытирают пол и успокаивают кошек.
Все это происходило в течение шести часов. Кошек подбрасывали двадцать восемь раз.
Вот так вот — и никакого «фотошопа»!

clip_image016

clip_image017

clip_image018

Уинстон Черчель

clip_image019

«Скальп Дали»

clip_image020

герцог и герцогиня Виндзор в прыжке

clip_image021

Альберт Эйнштейн

clip_image022

Мэрилин Монро и Халсман


Оставьте комментарий

календарь

Май 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031