ФОТОУВЛЕЧЕНИЕ

Главная » практика » студийное оборудование » Монтаж студийного осветительного оборудования

Монтаж студийного осветительного оборудования

  • Напольные системы
  • Настенные кронштейны
  • Потолочные системы
  • Резюме

Для размещения различного осветительного и вспомогательного оборудования в студии используются системы, которые можно разделить на три группы:

  • Напольные (штативы и краны)
  • Настенные
  • Потолочные
Напольные системы

Штативы различаются по высоте и по максимальной нагрузке.
К легким относятся штативы, собственный вес которых не превышает 2 кг, максимальная рабочая высота – 260 см, а максимальная нагрузка – 5 кг.

clip_image001

clip_image002

FALCON EYES Стойка для освещения L-1100

REKAM 3-х секционный штатив 101-260 см
с "воздушным амортизатором"
+ AU-1 АДАПТЕР

Эти штативы неплохо подходят для установки на них легких импульсных головок или отражателей, а вот использовать с подобными моделями софт-боксы и большие зонты не рекомендуется, даже если суммарный вес прибора и насадки не превышает 5 кг. Дело в том, что при установке на головку софт-бокса или зонта, центр тяжести системы смещается в сторону от штанги, и штатив может потерять устойчивость от малейшего толчка. Чтобы при перестройке высоты штатива не произошло случайного резкого опускания одной из секций, некоторые модели снабжаются системой воздушной амортизации.

Легкие штативы удобны при выездной съемке. В студиях же они чаще служат для крепления небольших по весу дополнительных приспособлений – тенителей (флагов) или гибких отражателей.

Кроме студийных импульсных головок на легких штативах можно монтировать галогенные осветители и накамерные вспышки, если последние используются в режиме ведомых.

Средние штативы имеют максимальную рабочую высоту до 4 метров и способны нести нагрузку до 10 кг.

Пример: Manfrotto 004 MASTER STAND 5/8"

На них могут устанавливаться более тяжелые головки с различными отражателями и насадками, горизонтальные и наклонные штанги, а также элементы систем крепления фонов. При монтаже больших софт-боксов средние штативы нуждаются в дополнительных мерах по обеспечению лучшей устойчивости. Так, например, нижнюю часть штатива можно утяжелить с помощью специальных металлических грузов или мешков с песком (sand bag).

Тяжелые штативы способны нести более 40 кг полезной нагрузки и отличаются большой устойчивостью. Их собственный вес может достигать 20-25 кг. На таких штативах можно монтировать и осветительные приборы с тяжелыми насадками, и текстильные фоны. В случае необходимости на тяжелых штативах можно устанавливать и вспомогательное оборудование – вентиляторы, генераторы дыма и пр. Для удобства передвижения штативов с оборудованием по студии средние и тяжелые штативы часто снабжаются колесами с тормозным механизмом. Колеса к штативу могут быть куплены и отдельно

Штатвы для осветительных приборов RAYLAB
Серию недорогих напольных штативов легкой и средней «весовой категории» предлагает бренд RAYLAB, известный также своими зонтами, софтбоксами и всевозможными адаптерами и прочими аксессуарами для студийного освещения.
Максимальная высота самого легкого штатива, RT-1800, составляет 2,3 метра. Модель RT-2200 имеет высоту 2,6 метра, а RT-2600 – 3 метра. Все штативы снабжены воздушным амортизатором, исключающим резкое опускание прибора при случайно разжатом зажиме.

clip_image003
Универсальное крепление REKAM Колеса для 2-х секционного штатива для установки штанг (10-1000)

Дополнительные приспособления к напольным штативам. Чтобы на любой штатив можно было устанавливать приборы и насадки с разными видами креплений, производители студийного оборудования выпускают множество переходников, адаптеров, зажимов и других приспособлений.

clip_image004
REKAM Настенный кронштейн с изменяемым углом наконечника (10-C1117)

С помощью соответствующих аксессуаров можно собирать нестандартные конструкции, состоящих из простых элементов. Так, например, из двух легких или средних штативов, одной поперечной штанги и двух зажимов можно легко сделать компактную систему крепления фона или закрепить импульсную головку над объектом съемки строго вертикально.

Кроме того, существуют специальные штанги для крепления отражателей.

«Журавли» (краны) — напольные системы, состоящие из штатива, специальной головки и наклонной штанги.

Эти устройства служат для установки осветительных приборов, отражателей или флагов в тех местах, где для обычных штативов нет места. Головка для крепления штанги позволяет изменять угол наклона и длину рабочего плеча. На одном из концов штанги имеется втулка для крепления приборов, на противоположном конце – противовес (металлический груз весом 3-5 кг или мешок с песком). Противовес обеспечивает устойчивость системы. На «журавль» можно устанавливать приборы для контрового и верхнего освещения, в тех случаях, когда обычные напольные штативы могут попасть в кадр.

Настенные кронштейны

Если размеры студии невелики, то использование большого количества штативов может существенно сократить ее полезную площадь. «Разгрузить» пол и уменьшить количество штативов можно, если разместить часть осветительного оборудования на настенных кронштейнах. Такие кронштейны в состоянии нести нагрузку до 5 кг, что вполне достаточно для импульсной головки со стандартным отражателем, сотами, спотом или небольшим софт-боксом. Длина кронштейна и угол его наклона могут регулироваться. Максимальный вынос штанги составляет примерно 2 метра. Поэтому установленные на настенных кронштейнах приборы могут быть использованы в качестве источников не только бокового, но и переднего, заднебокового, верхнего или контрового света.

Потолочные системы

В просторных студийных помещениях с высоким потолком наиболее удобным является размещение осветительного оборудования на подвесной потолочной системе, разумеется, при наличии дя этого ресурсов. Подобное решение позволяет практически полностью освободить пол студии от штативов и проводов.

clip_image005
MANFROTTO Подвесная система 4×5м (FF3054)

В основе конструкции потолочной системы — пара параллельных металлических профилей (рельсов), жестко прикрепленных к потолку студии. На рельсы надеваются небольшие подвижные узлы (тележки), на которых установлены поперечные профили. К самим же профилям с помощью специальных адаптеров крепятся пантографы, на нижних концах которых имеются гнезда или втулки для установки и фиксации осветительных приборов. Количество поперечных штанг может быть разным. В большинстве случаев вполне достаточно иметь три штанги, на которых можно монтировать фоновое, верхнее, боковое и переднее освещение. Количество пантографов с приборами на каждой штанге тоже может быть разным. Главное – не перегружать штангу и конструкцию в целом.
Изменение положения в пространстве подвижных штанг и осветительных приборов осуществляется чаще всего вручную с пола. Лишь иногда, когда прибор должен находиться очень высоко, для его коррекции может потребоваться легкая стремянка. В больших рекламных студиях, где ширина потолочной системы может достигать 10 метров, иногда применяются системы с моторными тележками.

Подвесная система RAYLAB RRS-3030
Примером бюджетной потолочной системы крепления освещения для небольших студий может служить модель RAYLAB RRS-3030. В ее комплект «по умолчанию» входит три пантографа. Однако при желании на рельсы можно установить еще три дополнительных. Длина продольных и поперечных рельсов – 3 метра.

Резюме

Каждый из рассмотренных видов оборудования для установки осветительных приборов имеет свои особенности. Чаще всего наилучший результат достигается при сочетании оборудования разных видов.

Штативы являются наиболее универсальным средством монтажа освещения. Но при большом количестве опор (ведь каждый штатив имеет 3 ноги) и проводов, лежащих на полу, повышается вероятность случайного падения прибора. Поэтому для сложных световых решений лучше пользоваться более дорогими потолочными системами.

В небольших студиях весьма эффективно можно использовать настенные кронштейны, однако приборы с тяжелыми насадками все равно придется устанавливать на средние или тяжелые штативы.


Оставьте комментарий

календарь

Май 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031